Третий саммит лидеров крупнейших стран с развивающейся экономикой - БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), который состоялся на этой неделе на китайском острове Хайнань, показал, что они стремятся установить новый мировой порядок Однако эти государства слишком непохожи и имеют серьезные разногласия, которые в итоге перевешивают. В клубе царит соперничество и недоверие, градус которого по некоторым вопросам зашкаливает, отмечают западные наблюдатели
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Третий саммит лидеров крупнейших стран с развивающейся экономикой - БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), который состоялся на этой неделе на китайском острове Хайнань, показал, что они стремятся установить новый мировой порядок
Russia Today
 
 
 
Однако эти государства слишком непохожи и имеют серьезные разногласия, которые в итоге перевешивают. В клубе царит соперничество и недоверие, градус которого по некоторым вопросам зашкаливает, отмечают западные наблюдатели
Russia Today
 
 
 
Более разными эти страны быть не могли: Китай выступает в роли глобального банка, Россия - в роли заправки, Индия выполняет функцию мирового офиса, Бразилия - поставщика ресурсов, а ЮАР становится воротами к африканскому континенту
Russia Today

Третий саммит лидеров крупнейших стран с развивающейся экономикой - БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), который состоялся на этой неделе на китайском острове Хайнань, показал, что они стремятся установить новый мировой порядок. Раскритиковав военную операцию западной коалиции в Ливии (в том числе устами Дмитрия Медведева), страны БРИКС впервые обрели стратегическое единство и тем самым сделали свои первые шаги в геополитическом измерении, констатирует зарубежная пресса.

Однако эти государства слишком непохожи и имеют серьезные разногласия, которые в итоге перевешивают. В клубе царит соперничество и недоверие, градус которого по некоторым вопросам зашкаливает, отмечают западные наблюдатели. По их оценке, индустриально развитым странам в таких условиях опасаться пока нечего. Напротив, в сфере экономики им даже выпадают новые шансы. Обзор материалов иностранных СМИ на эту тему подготовил сайт InoPressa.

- В ООН появилась антиамериканская "ось" с участием России
- Медведев в Китае озвучил программу спасения России - все слова на "И"

На саммите представители пяти стран заявили, что стремятся к "другой форме функционирования международных отношений, когда нам не будут приказывать говорить с хорошими и воевать с плохими", как выразился член бразильской делегации. Президент России Дмитрий Медведев, в очередной раз озвучивая позицию по Ливии, подчеркнул, что решение проблемы "должно быть обеспечено исключительно политико-дипломатическими средствами, а не силовыми методами", пишет обозреватель французского издания Le Point.

Впрочем, достижения БРИКС в области реформы международных институтов, особенно ООН, этим и ограничиваются, продолжает журналистка. Постоянные члены Совета Безопасности ООН из числа БРИКС, Россия и Китай, довольно туманно и осторожно высказались относительно увеличения числа постоянных членов Совбеза. "БРИКС предстоит еще долгий путь", - резюмирует она.

Стремясь выработать стратегию для усиления геополитического влияния, страны БРИКС пока все же не вышли за рамки общих мест, полагает автор статьи в австрийской Der Standard. "На саммите пять стран, которые на пути своей стремительной индустриализации и урбанизации вынуждены бороться с проблемами инфляции, экологии, несправедливого распределения доходов и коррупции, сошлись лишь на общих постулатах", - констатирует он.

Обозреватель отмечает, что лидер КНР Ху Цзиньтао, как и на предыдущих саммитах, настаивал на реформе валютной и финансовой систем и придании большего веса голосу развивающихся стран, но подчеркивал при этом, что главную роль по-прежнему должна играть ООН, а "большая двадцатка" - оставаться платформой для управления мировой экономикой.

По сравнению с заявлениями БРИКС резолюции G20 увлекательны, как "Гарри Поттер"

Теоретически саммиты БРИКС возникли для того, чтобы лучше доносить до мирового сообщества мнение развивающихся стран о ключевых глобальных проблемах, пишет один из авторов Time в блоге на сайте журнала. "Но в целом на таких саммитах царит скука: их декларации настолько беззубы и расплывчаты, что резолюции G20 кажутся захватывающими, как "Гарри Поттер", - заключает он.

По мнению автора, этим странам вообще трудно между собой договориться - слишком уж они непохожи и вдобавок имеют серьезные разногласия между собой: достаточно вспомнить, что Бразилия открыто критикует искаженный валютный режим Китая, а Китай и Индия спорят из-за границ. Одна из точек соприкосновения между ними, которую увидел журналист, - то, что все эти страны "предпочитают контролировать рынки, когда их это устраивает".

Называя такую позицию лицемерной, поскольку в БРИКС хотят наслаждаться плюсами свободных рынков, но отбросить то, что им не нравится, в соответствии с сиюминутной необходимостью в своем понимании, автор все же делает вывод, что подобный подход может кардинально изменить глобальную экономическую политику. Это произойдет по мере того, как будет расти влияние стран этого клуба.

На деле члены БРИКС едва ли не враги

О разобщенности внутри БРИКС пишет и немецкий журнал Stern. "Более разными эти страны быть не могли: Китай выступает в роли глобального банка, Россия - в роли заправки, Индия выполняет функцию мирового офиса, Бразилия - поставщика ресурсов, а ЮАР становится воротами к африканскому континенту", - говорится в статье.

"Китай и Индия спорят о границах, и градус недоверия между этими странами зашкаливает. Его подогревает и поддержка Китаем врага Дели - Пакистана", - продолжает автор.

Что касается Китая и России, то, несмотря на сотрудничество в энергетической сфере, на деле они имеют мало общего - пожалуй, лишь желание обоих создать противовес США. Бразилия, как и Индия, требует большей открытости китайских рынков. Обе этих страны считают сдерживание курса национальной китайской валюты в отношении доллара США основной причиной торгового дисбаланса.

Мешает членам группы и откровенное лидерство Китая - объем его экономики сопоставим с экономиками всех стран БРИКС вместе взятых. Не могут договориться члены группы ни о едином секретариате, ни о членстве Мексики, Индонезии и Турции, замечает журналист. В политическом плане отличия также бросаются в глаза.

По мнению авторитетных экспертов, хотя Китай надеется на то, что развивающиеся страны обретут более весомый голос в мире, Западу опасаться нечего - государства БРИКС не являются международным альянсом. Напротив, экономическое становление развивающихся стран предоставляет развитым государствам новые шансы: на долю БРИКС сегодня приходится 18% мировой экономики, и рост будет продолжаться. А для этого им необходим импорт, говорится в заключение статьи.