Несмотря на широкомасштабную предвыборную кампанию, всеобщее "одобряем" Владимир Путин среди избирателей все-таки не получил. Тем не менее, на президентских выборах ему удалось одержать победу, отмечает DW-World.De.
По предварительным данным, за кандидатуру Путина свои голоса отдали 71,2 процента избирателей - российский президент рассчитывал явно на большее.
Как заявил победитель в своем выступлении в ночь с воскресенья на понедельник, в перспективе он намерен придерживаться политики тесного сотрудничества с Европейским Союзом и США. Что касается дальнейшего развития России, то оно будет идти демократическим путем, особо подчеркнул Путин. И отзовется это, по его словам, не чем иным как укреплением многопартийной системы и гражданского общества, а также обеспечением свободы средств массовой информации.
Между тем соперники Путина критикуют Кремль за то, что для своего повторного избрания на пост президента России он применил запрещенные приемы, бесстыдно используя в своих целях как государственный аппарат, так и средства массовой информации.
По мнению многих независимых наблюдателей, руководство России применило всю свою власть для того, чтобы заставить граждан страны прийти к избирательным урнам. Как заявил глава делегации наблюдателей - представителей Совета Европы, представитель Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Рудольф Биндиг (Rudolf Bindig), во время самих выборов грубых нарушений не зарегистрировано, а вот предвыборная борьба Путина, единственно за кандидатуру которого без устали агитировали большинство российских СМИ, была нечестной.
Результаты президентских выборов в России комментируют все немецкие СМИ. Газета Financial Times Deutschland, в частности, пишет:
Владимир Путин пребывает на вершине власти. На президентских выборах ему не противостоял ни один сколько-нибудь серьезный соперник, и свои голоса ему отдало абсолютное большинство избирателей. Признание и поддержку Путин находит практически во всех слоях населения. Но настоящее испытание Путину еще предстоит. Ибо вопрос, сумеет ли бывший разведчик доказать, что он еще и истинный реформатор, начиная с сегодняшнего дня ждет ответа.
Темы продолжает газета Neue Osnabrucker Zeitung:
Избрание Владимира Путина на второй президентский срок было запрограммировано. Но к каким же целям он идет? - вот решающий вопрос, возникающий после прошедшего предвыборного фарса. До сих пор его правление было отмечено прежде всего стремлением заполучить власть. И добиться этого Путину полностью удалось - вот только непомерно высокой ценой для России: плюрализмом, правовой государственностью, федерализмом, свободой печати ей в результате пришлось поступиться... Газета Lausitzer Rundschau результаты президентских выборов в России оценивает так:
Победу на выборах Путин одержал отнюдь не за счет своего политического вклада. Более того: у россиян немало веских оснований для того, чтобы ратовать за изменение политического курса в стране. Война в Чечне продолжается. Экономическая структура государства, несмотря на впечатляющие темпы роста, не меняется. А с громадных природных ресурсов в конечном счете снимает сливки лишь небольшая группа сверхбогатых людей - в то время как основная масса россиян каждый день борется за выживание. В соответствии с нынешней конституцией России, второй срок правления является для Путина последним. Удовлетворится ли этим молодой диктатор? - вот самый любопытный вопрос, возникающий после благополучно прошедших воскресных выборов.
Этим переизбранием бывший и нынешний президент России Владимир Путин не стяжал себе славы. Как и предшествующие парламентские выборы в декабре прошлого года, президентские выборы тоже не были ни свободными, ни честными, пишет сегодня Frankfurter Rundschau, статью которой публикует Inopressa.
Нечестной была задолго до дня выборов однобокая телевизионная пропаганда, из-за которой в первые четыре года президентства Путина создавалось впечатление, что в России есть только один политик. Нечестной была подготовка к предвыборной кампании, выстроенная так, чтобы возможные перспективные противники Путина не получили денег, времени на телевидении и места в парламенте.
Нечестной была сама предвыборная кампания, в ходе которой российская государственная машина, управляемая заместителем главы администрации президента Владиславом Сурковым, искусно ставила палки в колеса и без того слабым конкурентам Путина. Несвободными были и сами выборы: хотя Путин, без сомнения, популярен у многих россиян, Кремль не отказался от использования государственных средств манипулирования.
Привлечение избирателей к урнам при помощи материальной выгоды v это довольно сомнительно, а принуждение голосовать вообще лишает выборы всякой легитимности. Однако на то, что в это воскресенье в миллионном масштабе происходило именно это, указывают не только сообщения, появлявшиеся в ходе предвыборной кампании - по поводу явки по приказу и обязательной доле голосов за Путина, но и первые рассказы о том, как проходил день выборов по всей стране.
Студенты и родители из Санкт-Петербурга, которых заставляли голосовать, и оренбургские врачи - это лишь верхушка айсберга грязных технологий, при помощи которых пытались манипулировать голосами и даже фальсифицировать результаты. Вполне возможно, что Владимир Путин - популярный президент. Однако легитимным президентом после этого фарса он не стал.
Немецкое издание Der Tagesspiegel опубликовало сегодня статью "В густой тени власти".
Столько стабильности в новой России еще никогда не было. Соответственно, и после выборов президента все останется по-старому. Закадычный друг Герхарда Шредера Владимир Путин сохранил свой пост. Для многих глав западных государств и правительств это хорошая новость. Путин сделал российскую внешнюю политику более предсказуемой - благое дело после тех лет, когда у руля стоял его антипод Ельцин. Кроме того, Путин после 11 сентября демонстративно встал на сторону США и Европы, несмотря на сопротивление в собственной стране.
Поэтому, с точки зрения Запада, гораздо лучше иметь в Кремле прагматика Путина, чем, к примеру, кого-нибудь из правых или левых националистов, добившихся успеха на декабрьских выборах в парламент. Представители западного бизнеса тоже довольны старым-новым президентом, поскольку он создал позитивный инвестиционный климат. И во внутренней политике Путин никаких изменений не планирует - таковым было его молчаливое предвыборное обещание.
Однако обратной стороной такой стабильности является застой. Крайне необходимые демократические реформы в России буксуют. Наоборот: от многого из того, что было достигнуто в революционные годы гласности и перестройки, Путин отказался.
О свободе печати в России сегодня практически говорить не приходится. Немногие оставшиеся независимые издания, публикуя критические материалы, опасаются за свою дальнейшую судьбу. Парламент отстранен от формирования политики и контроля за правительством. Судебная власть потеряла свою независимость: иногда прокурор или судья в перерывах между заседаниями получает по телефону указания от своего начальства. И даже смена правительства не имеет ощутимых политических последствий - Путин доказал это незадолго до выборов, отправив в отставку кабинет Касьянова. В течение последних четырех лет Путин создал авторитарную систему власти, которая напоминает то о царизме, то о Советском Союзе. Хозяин Кремля правит практически без какого-либо демократического контроля. Политические решения принимаются если не главой государства, то администрацией президента. Главная задача партии "Единая Россия", детища Кремля, каким когда-то была КПСС, заключается в одобрении действий президента. Никакие перемены в обществе невозможны без (молчаливого) одобрения Кремля.
Такая стабильность по своей сути является регрессом, который все более отдаляет Россию от демократии. Путин идет на это сознательно - понятие "диктатура закона" воспринимается им со знаком плюс, а демократией, с его точки зрения, "следует управлять". Тем не менее система, которая отдала всю власть в одни руки, явно не стабильна. До тех пор пока Путин не допускает развития демократических институтов, оппозиционных средств массовой информации и настоящего гражданского общества, до диктатуры рукой подать. Самое позднее к 2008 году, когда у власти окажется новый президент, это может обернуться непредсказуемыми последствиями.
Такие перспективы больше не могут оставаться безразличными для глав западных государств и правительств. Даже сейчас из России приходят тревожные сигналы: отказ от политического решения проблемы Чечни, нарушение основополагающих правовых принципов в деле бывшего главы нефтяного концерна Ходорковского или недавние масштабные военные маневры с участием ракетных войск стратегического назначения.
Давно пора сказать несколько четких слов закадычному другу Владимиру. Диалог с Россией уже нельзя вести по-старому: Европа и США должны наконец-то прекратить ценить красивую картину псевдостабильности выше, чем демократию.
А вот что пишет по поводу президентских выборов Tages Anseiger (перевод на сайте Inopressa).
Нравится это или нет, но Россия выбрала Владимира Владимировича Путина. Были ли выборы свободными и честными или нет, но российский народ подавляющим большинство поддерживает президента и доверяет ему свою судьбу еще на четыре года.
Однако президентские выборы показали, что по западным масштабам Россия не является демократией. Так, в качестве оппонентов Путину были допущены лишь статисты. Хотя Путин не диктатор, а Россия не тоталитарное государство, но граждане снова со вздохом облегчения позволяют собой править - не слишком плохо, но и не хорошо. Никто всерьез не оппонирует, не потому что это строжайше запрещено, а потому что этого не хотят делать. Вся страна капитулировала перед новым боевым кличем из Кремля: "Все будет хорошо!"
В прошлом о курсе Владимира Путина было много разговоров. Сегодня ясно: продление его полномочий означает для России в лучшем случае полуавторитарное правление, когда никто не будет спешить продвигаться по нелегкому пути в направлении гражданского общества и политического плюрализма.
Запад уже несколько лет терпеливо ждет, что Россия обновится политически и экономически. Пора распрощаться с романтическими представлениями, что скоро большая демократическая Европа, основанная на общих ценностях, будет простираться от Атлантики до Урала и далее на восток. Вместо этого западные демократии должны, наконец, прояснить, как в ближайшие годы они собираются взаимодействовать с недемократической Россией.