Ливия заплатила "отцу пакистанской атомной бомбы" Абдул Кадиру Хану "как минимум 100 млн долларов" за предоставление ей компонентов, необходимых для создания ядерного оружия. Об этом в среду сообщает арабская газета Asharq al Awsat. Ранее сообщалось о 40 млн долларов.
"Абдул Кадир Хан заключил с Ливией в 90-е годы весьма выгодную сделку", - подчеркнули источники газеты.
В конце прошлого года Триполи объявил о сворачивании всех своих программ по созданию оружия массового уничтожения и сокращении дальности баллистических ракет, передает ИТАР-ТАСС.
Ранее сын ливийского лидера Муаммара Каддафи - Сейф аль-Ислам Каддафи раскрыл подробности, касающиеся решения Триполи отказаться от реализации программ создания оружия массового уничтожения. При этом он заявил, что эти детали ему известны, так как он являлся посредником на переговорах Британии и Ливии, к которым со временем подключились США.
По утверждению сына Муаммара Каддафи, Ливия потратила порядка 40 млн долларов на получение возможности создавать ОМУ. По словам Сейфа, в 1990-х годах Ливия приобретала нужные компоненты на "черном рынке", у различных дельцов из Малайзии, стран Азии и Южной Африки.
Что касается технологий, то эти материалы были получены от пакистанских ученых, причастных к ядерным программам Исламабада. Сейф отметил, однако, что эти ученые действовали на собственный страх и риск, без ведома властей.
По словам сына Каддафи, его отец дал согласие отказаться от реализации программ создания ОМУ под гарантии США и Британии не стремиться к смене власти в Ливии. "Как только они заверили нас, что не будут этого делать, все двинулось вперед", - сказал Сейф.
Он также отметил, что Триполи не будет чинить препятствий экспертам МАГАТЭ. "Муаммар Каддафи позволит МАГАТЭ делать с компонентами ядерной программы все что угодно - уничтожить или вывезти из страны. Но Ливия хотела бы извлечь из этого выгоду и не станет отказываться, если предложение о компенсации поступит", - говорится в интервью.
Сын Каддафи выразил уверенность в том, что решение Триполи существенно расширит возможности для делового сотрудничества страны с компаниями США и Британии, в том числе в области военно-промышленного комплекса.
Расследование в отношении Ирана и Ливии выявило тайную и сложную сеть нелегальной торговли радиоактивными материалами, все нити которой тянутся к Пакистану, а точнее, к исследовательским лабораториям "Кахута" на севере страны.
Уран-235 является необходимым элементом в производстве атомной бомбы. Это особый радиоактивный изотоп, при расщеплении атомов которого выделяется огромное количество энергии. Получить его можно путем обогащения урановой руды с использованием специальных центрифуг.
Несмотря на кажущуюся простоту этого процесса, для его проведения необходимо сложнейшее оборудование, изготовленное из особо прочных материалов, отмечает еженедельник. В 1970-е года чертежи центрифуг оказались к руках пакистанских ученых, благодаря основателю ядерной программы страны Абдул Кадир Хану.
В то время он работал в мультинациональном консорциуме Urenco. Помимо чертежей, Хан украл список поставщиков компании. Эти данные позволили Пакистану в 1998 году провести первое испытание своей ядерной бомбы. Как стало известно, инспекторы ООН, недавно посетившие ряд объектов в Ливии, обнаружили там значительное количество компонентов для производства центрифуг по проекту Urenco.
Это оборудование Пакистан использовал до тех пор, пока не перешел на более усовершенствованное. Дипломаты считают, что окажись такое оборудование в стране с большими, нежели Ливия, финансовыми возможностями, ядерная программа развивалась бы чрезвычайно быстро.
В подтверждение роли Пакистана в распространении ядерного оружия стоит напомнить, что в октябре прошлого года в Суэцком канале США перехватили судно, перевозившее детали для сборки центрифуг. Считается, что они были произведены в Малайзии по пакистанским чертежам.
По данным американской разведки, правительство Пакистана через лаборатории "Кахута" заключило сделку, в соответствии с которой Исламабад должен был поставить Пхеньяну ядерные технологии в обмен на ракетные.
Официальный Исламабад до недавнего времени решительно отрицал свою причастность к экспорту ядерных технологий, однако в последнее время пакистанские власти стали признавать, что отдельные лица, возможно, нарушили закон из личных корыстных соображений.