Министерство иностранных дел Грузии назвало "важными" решения Лиссабонского саммита НАТО. В обнародованном сегодня в Тбилиси сообщении МИД сказано, что "Лиссабонский саммит НАТО подтвердил приверженность решениям Бухарестского саммита (апрель 2008 года) альянса о том, что Грузия станет членом НАТО".
Во внешнеполитическом ведомстве отметили, что на "Лиссабонском саммите была выражена поддержка территориальной целостности Грузии в рамках международно признанных границ и суверенитета Грузии".
"Лиссабонский саммит приветствовал активное участие Грузии в миротворческой операции НАТО в Афганистане, выразил поддержку проводимым в Грузии реформам и указал на важность открытия (в октябре) в Тбилиси офиса НАТО, который будет содействовать продолжению реформ в стране", - отмечено в сообщении МИДа.
Президент Михаил Саакашвили заявил грузинским журналистам в Лиссабоне, что прошедший "саммит НАТО дал высокую оценку политическим, демократическим реформам Грузии и реформам в сфере безопасности, поддержал путь Грузии к членству в альянсе".
Что касается Украины, что НАТО обязалась уважать внеблоковый статус, но держит для нее двери открытыми. "Признавая суверенное право каждой нации свободно выбирать" собственный вариант с обеспечением своей безопасности, альянс "уважает внеблоковый статус Украины", говорится в итоговой декларации саммита НАТО в Лиссабоне.
Тем не менее, НАТО по-прежнему надеется, что Киев вновь вернется к идее вступления в альянс. "Мы напоминаем, что двери НАТО остаются открытыми, как было заявлено в решениях Бухарестского саммита", - подчеркивается в декларации.
Пока же, альянс вынужден довольствоваться тем, что есть. "Мы приветствуем приверженность украинского правительства продолжению в полной мере особого партнерства с НАТО", - говорится в документе. В нем подчеркивается "конструктивная роль", которую Украина играет в "операциях, возглавляемых НАТО".
Россия выступает категорически против вступления в НАТО Грузии и Украины. Между тем президент США Барак Обама, общаясь с Дмитрием Медведевым, рассказал ему о своей встрече с президентом Грузии Михаилом Саакашвили спустя два года после конфликта Грузии с Россией. Он сказал, что "саммит существует для разговора не только о сотрудничестве, но и о разногласиях", и что "это может помочь ослабить непонимание, которое может привести к нежелательным последствиям", - говорится в переданном в РИА "Новости" отчете одного из корреспондентов пула.
Именно из этих соображений, а также по той причине, что ему пришлось уйти с заседания Совета Россия-НАТО чуть раньше из-за встречи с афганским лидером Хамидом Карзаем, Обама и попросил организовать ему встречу в формате "один на один" с Медведевым.
Неназванный сотрудник администрации рассказал, что президенты США и России также обсудили ситуацию вокруг нового договора по СНВ, ратификацию которого постоянно откладывают американские сенаторы. "Президент Медведев уверен, что Обама постепенно добивается своего. У них была очень теплая беседа на эту тему", - сказал он.
"Они говорили где-то 15-20 минут. Повторяю, это не была двусторонняя встреча, она была неформальной и незапланированной. Но у двух лидеров сложились очень крепкие отношения", - сказал, в свою очередь, советник президента по вопросам национальной безопасности, курирующий вопросы стратегических коммуникаций, Бен Родс.
На сегодняшний день президент России "не видит ситуации", при которой Россия может вступить в НАТО, но в будущем, при определенных изменениях "не может быть никаких закрытых тем". "Мы можем обсуждать их при наличии доброй воли", - заявил Дмитрий Медведев на пресс-конференции по итогам саммита Совета Россия-НАТО.
"Будущее - вещь неопределенная", - сказал Медведев. "В настоящий момент я не вижу ситуации, когда Россия могла бы присоединиться к Североатлантическому альянсу, - подчеркнул он. - Но все меняется".
"Если альянс изменится настолько, чтобы встал вопрос о нашем более тесном сотрудничестве, здесь не может быть никаких закрытых тем", - считает президент. "Мы можем обсуждать их при наличии доброй воли", - добавил он.
Медведев констатировал, что отношения России и НАТО "стали гораздо ближе", что наводит на мысль о том, что их потенциал абсолютно не исчерпан. "Я убежден, сближение позиций будет продолжено", - сказал Дмитрий Медведев. "После этого саммита я больший оптист", - добавил российский президент.