По данным исследователей из Цюриха, с 2008 по 2012 годы вдвое выросло число жителей других стран, приехавших в Швейцарию для того, чтобы легально уйти из жизни
 
 
 
По данным исследователей из Цюриха, с 2008 по 2012 годы вдвое выросло число жителей других стран, приехавших в Швейцарию для того, чтобы легально уйти из жизни
Города и Страны

По данным исследователей из Цюриха, с 2008 по 2012 годы вдвое выросло число жителей других стран, приехавших в Швейцарию для того, чтобы легально уйти из жизни, пишет "Наша газета" со ссылкой на материал, опубликованный в специализированном издании Journal of Medical Ethics

В Швейцарии существует различие между эвтаназией, которая запрещена законом, и помощью при самоубийстве (assisted suicide, AS), при которой пациент самостоятельно принимает фатальную дозу. Во втором случае необходимым условием для вынесения соответствующего решения является наличие смертельной болезни и сильных болей у пациента. Одного желания уйти из жизни недостаточно.

В страну приезжают также жители других стран, которые не могут получить подобную помощь у себя дома. Всего в этой области в Швейцарии работают шесть организаций, четыре из них принимают иностранцев.

Авторы пилотного исследования из Цюриха изучили 611 случаев оказания помощи при самоубийстве в швейцарских специализированных клиниках гражданам 31 страны мира в течение пяти лет, с 2008 по 2012 годы включительно. Статистика показывает, что спрос на подобные услуги особенно высок среди пациентов из Германии (268) и Великобритании (126 человек). Обращаются в Швейцарию из жители Франции (66), Италии (44), США (21), Австрии (14), Канады (12), Испании и Израиля (по восемь человек).

Возраст пациентов варьирует от 23 до 97 лет, средний возраст решивших уйти из жизни составляет 69 лет. Специфическая услуга более востребована среди женщин - они составляют почти 60% клиентов.

Около половины кандидатов страдают от серьезных заболеваний центральной нервной системы, таких как боковой амиотрофический склероз, рассеянный склероз или болезнь Паркинсона. Обращаются в клиники и раковые больные.

Авторы исследования ставят под вопрос этическую сторону этой проблемы. В ответ на это пять специализированных клиник страны выпустили совместный пресс-релиз, в котором отмечается, что приведенные цифры не отражают реальную картину. В частности, если бы ученые взяли данные за 2006 и 2012 годы, то такого резкого скачка числа пациентов они бы не увидели.

Так, в одну из крупнейших клиник Dignitas в 2006 году обратились 195 человек, а в 2012 - всего на 3 человека больше. Поэтому заявление об удвоении числа иностранцев, отправляющихся в свое последнее путешествие на швейцарской земле, некорректно, считают врачи.

В настоящее время эвтаназия легализована в трех странах: Бельгии, Нидерландах и Люксембурге. В то же время суицид с медицинской помощью разрешен в Нидерландах, Люксембурге и Швейцарии, а также в некоторых американских штатах.

В этом году в Бельгии был принят скандальны закон, разрешающий эвтаназию для детей.

Закон предусматривает право детей при согласии родителей или право самих родителей в случае недееспособности ребенка подавать прошения об эвтаназии. При этом одобрение может быть получено только в случае, если ребенок страдает неизлечимым, по мнению врачей, заболеванием и испытывает физические и душевные страдания, которые невозможно облегчить. Помимо этого, в обязательном порядке с ребенком, решившим уйти из жизни, должен пообщаться психолог. Если специалист подтвердит, что тот осознает последствия своего решения, то эвтаназия будет проведена.

Известным борцом за легализацию суицида с медицинской помощью является популярный британский писатель-фантаст Терри Пратчетт, который болен редкой формой болезни Альцгеймера. При этом он всегда противопоставляет суицид эвтаназии.

В 2010 году Пратчетт обратился к правительству Великобритании с просьбой учредить специальные суды, по решению которых неизлечимо больные люди смогут спокойно покончить жизнь самоубийством. Если будут введены законы, регламентирующие уход человека в мир иной, Пратчетт готов первым их протестировать.

"Конечно, я не ожидаю, что любой терапевт будет готов к тому, чтобы ускорить смерть человека, даже по договоренности, даже по медицинскому заключению. Это тоже их выбор. Иметь выбор - самое главное в таком деле, - уверен Пратчетт. - Однако есть люди старше, возможно, мудрее, которые поймут. Мне кажется благоразумным, если врачи, которые веками помогали нам жить дольше и превозмогать болезни, помогут нам умереть спокойно среди наших родных и близких, чтобы нам не пришлось долго ждать в приемной Бога".