На рижском саммите НАТО союзники намерены обсудить вопросы дальнейших совместных действий в Афганистане Только если НАТО продемонстрирует силу, мы превратим Афганистан в страну, идущую вперед", - полагает британский премьер
 
 
 
На рижском саммите НАТО союзники намерены обсудить вопросы дальнейших совместных действий в Афганистане
Вести
 
 
 
Только если НАТО продемонстрирует силу, мы превратим Афганистан в страну, идущую вперед", - полагает британский премьер
Вести

На рижском саммите НАТО союзники намерены обсудить вопросы дальнейших совместных действий в Афганистане. Между членами альянса нет единого мнения по поводу степени участия каждого в миротворческой операции. Если Канада, Великобритания и Нидерланды просят поддержки от союзников в наиболее опасных южных районах Афганистана, то Франция, Германия, Испания и Италия пока отказываются расширять мандат своих сил.

По мнению премьер-министра Великобритании Тони Блэра, высказанного в преддверии рижского саммита НАТО, Северо-атлантический альянс переживает кризис доверия, поскольку не все участники блока в равной степени несут ответственность за операцию. В частности, канадские войска могут покинуть Афганистан, поскольку общественному мнению все труднее мириться с высоким уровнем потерь.

Премьер-министр Великобритании призвал страны Североатлантического альянса продемонстрировать "большую гибкость" в вопросе об отправке своих войск в Афганистан для подкрепления уже находящихся там натовских сил. По его словам, НАТО просто обязана продемонстрировать свою решимость нанести поражение сторонникам движения "Талибан" и добиться успеха в Афганистане, поскольку на карту поставлено доверие к альянсу.

"Мы должны направить четкое послание о поддержке миссии альянса в Афганистане, - передает ИТАР-ТАСС заявление Блэра, сделанное в Копенгагене во время краткой остановки на пути в Ригу, на саммит НАТО. - Важно, чтобы мы располагали возможностью пополнения сил и гибкостью, необходимыми для обеспечения успеха нашей миссии. Важно то, что мы признаем чрезвычайную важность этой операции в Афганистане для обеспечения нашей безопасности".

"Там на карту поставлено доверие к НАТО. Если не добиться успеха в Афганистане, то мир станет менее безопасным. Только если НАТО продемонстрирует силу, мы превратим Афганистан в страну, идущую вперед", - полагает британский премьер.

В свою очередь, о возможном отзыве своих войск из Афганистана заявил глава канадского МИД Питер МакКей. Канадский контингент численностью 2,5 тысячи человек действует в составе Международных сил содействия безопасности (ISAF) в наиболее опасных южных районах Афганистана и уже потерял 44 человека. Эти показатели достаточно высоки, поскольку на порядок большие по численности войска контингента США потеряли за 5 лет конфликта около 300 человек. Поэтому общественность Канады перестанет поддерживать участие страны в операции, если остальные страны НАТО не придут на помощь канадским военным в боях в южных провинциях, считает дипломат.

По словам канадского дипломата, "лучший способ потерять поддержку общественного мнения - это отправлять молодых мужчин домой в гробах". В этой связи он призвал остальные страны НАТО продемонстрировать на саммите "твердую единую волю".

Пока Франция, Германия, Испания и Италия отказываются расширять мандат своих сил на южные районы Афганистана, лишая тем самым поддержки канадских, британских, и нидерландских солдат в этих районах, где сопротивление боевиков "Талибан" носит особенно ожесточенный характер. Тема отмены этих ограничений является одной из главных на саммите в Риге.

В частности, Германия занимает твердую позицию по поводу своего участия в операции. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер отверг попытки ряда участников саммита НАТО оказать давление на Берлин в связи с ограничением масштабов миссии бундесвера на севере Афганистана. "Наш вклад удостоился высокой оценки", - возразил министр своим оппонентам в интервью немецкой газете Frankfurter Rundschau.

В то же время, Штайнмайер отметил, что действия Германии на севере Афганистана себя полностью оправдывают. "Комбинация из мероприятий по восстановлению страны и обеспечению военной защиты", которые осуществляются бундесвером, является "образцом для будущей политики НАТО и на юге Афганистана", подчеркнул министр. Руководители внешнеполитических ведомств ряда стран в ходе встреч заявляли о готовности своих стран "следовать философии гражданско-военных миссий, которой Германия придерживалась с самого начала", заметил глава МИД ФРГ.

По его словам, на юге Афганистана до сих пор воздерживались от проведения "необходимой тактики совмещения военной защиты и гражданского восстановления". Между тем, на севере эта тактика себя оправдала. "В этой связи ее следует распространить и на другие регионы Афганистана. Мы готовы это сделать на западе страны. На юге и на востоке также следовало бы предпринять шаги в этом направлении", - отметил Штайнмайер.

Оптимистично глядит в будущее и генсек НАТО. Яап де Хооп Схеффер уверен, что миссия НАТО в Афганистане выполнима. Правда, в преддверии рижского диспута по вопросам трансформации НАТО лидер блока признал наличие серьезных рисков для войск коалиции, но предостерег от "чрезмерной драматизации трудностей, с которыми сталкивается альянс в этой стране".

В качестве неотложной меры де Хооп Схеффер призвал страны альянса доукомплектовать Международные силы содействия безопасности (ISAF) в наиболее опасных южных провинциях страны. "Недопустимо, что до сих пор они недосчитываются 20 процентов необходимого личного состава", - подчеркнул он.

НАТО, заметил генеральный секретарь НАТО, предстоит изыскать еще около 2,2 тысяч военных для создания необходимых резервов в Афганистане. По его словам, необходимо пересмотреть систему национальных ограничений, которые законодательно лимитируют возможности расширения контингентов ряда стран блока в Афганистане. "Мы нуждаемся в боевых подразделениях, также способных выполнять задачи по восстановлению страны, но мы не можем допустить наличие "строительных армий", которые не могут сражаться", - заявил де Хооп Схеффер.

По мнению главы альянса, необходимо улучшить уровень координации действий между военными и гражданскими участниками миротворческой операции. Расширять взаимодействие необходимо не только на месте, но и на высшем политическом уровне между НАТО и такими организациями как ООН, Евросоюз, Всемирный банк и другими, отметил он. В этой связи, генсек НАТО поддержал предложения президента Франции Жака Ширака о создании широкой международной "контактной группы" по Афганистану, которая должна будет обеспечить такое взаимодействие.

Позиция России

Прокомментировал открытие саммита НАТО вице-премьер РФ Сергей Иванов, не выразивший особенного беспокойства.

"Конечно, у населения Российской Федерации или у его части может возникнуть определенный дискомфорт от того, что саммит НАТО проходит недалеко от Санкт-Петербурга. Но я смотрю на эти вещи так: если бы в Латвии проводились крупные учения явно наступательного характера, с привлечением танков, самолетов, крупных группировок войск, то это наверняка вызвало бы у нас серьезное беспокойство. А в данном случае этого нет", - сказал он в интервью журналу Spiegel.

Отвечая на вопросы, Иванов заявил, что Узбекистан самостоятельно принял решение о закрытии американской военной базы в Ханабаде.

"Почему-то все думают, что это с нашей подачи американскую базу выпроводили из Ханабада. Это - абсолютно не так. Узбекистан сам принял это решение, поскольку посчитал, что правительство Соединенных Штатов попыталось дестабилизировать ситуацию в стране. Кое-кто называет действовавшие там силы борцами за права человека, а сами узбеки их называют террористами, которые убивают людей. Мне известна вся реальная информация. Подчеркиваю, реальная, а не пропагандистская. Я читал сообщения о том, как эти так называемые борцы за права человека получали инструкции из-за границы и указания убивать людей. И потому моя позиция ближе к позиции Узбекистана", - сказал вице-премьер.

Касаясь событий в Афганистане, министр обороны Иванов сообщил, что Москва оказала Кабулу военно-техническую помощь на 200 миллионов долларов. А некоторые политические эксперты предвещают возврат российского военного присутствия в Афганистан.