Народ Южной Осетии однозначно ждет воссоединения с Северной Осетией в составе России, однако в Цхинвале понимают, что сейчас подобные планы в сложившейся геополитической ситуации могут навредить Москве. Об этом в интервью ТАСС заявил президент Южной Осетии Леонид Тибилов.
"Эта идея появилась не сейчас, она логична, она существовала еще в советские годы, - отметил он. - Тогда я слышал и от старших, и от младших, и от ровесников, что как бы ни складывалась ситуация, Южная Осетия в перспективе должна воссоединиться с Северной Осетией. Все-таки это один народ, и он разделен". "Идея существует, мы ее получили от предков и будем передавать нашему младшему поколению", - добавил Тибилов.
В то же время он отметил, что власти Южной Осетии "очень аккуратно" подходят к вопросу о том, когда наступит подходящий момент для вынесения вопроса о вхождении в состав РФ. "И президент Южной Осетии, и члены правительства исходят из того, что мы не должны навредить интересам России в это сложное время, когда геополитическая ситуация очень непростая", - отметил Тибилов.
Он подчеркнул, что в Цхинвале не хотели бы подвергать рискам стратегического партнера и союзника. "Но мы ждем этого исторического момента, знаем настрой наших людей, народ скажет однозначно "да", - добавил он. - Я тщательно изучаю настроения нашего народа, эта идея принадлежит каждому осетину".
- Эксперты: Южная Осетия не Крым, объединение принесет Москве только проблемы
- Среди россиян идея присоединения к России Абхазии и ЮО малопопулярна
Говоря о том, следует ли этот вопрос выносить на референдум, президент напомнил, что подобные волеизъявления уже были. "29 мая мы отмечаем день принятия Верховным советом республики акта о государственной независимости, этот акт был принят по результатам референдума от 19 января 1992 года, когда народ высказался за независимость и перспективу воссоединения, - напомнил он. - Еще было несколько референдумов, когда наш народ выражал свое отношение к вопросам вхождения".
Относительно того, нужно ли будет юридически проводить новый референдум, есть отдельные мнения, отметил президент. "Но наш народ готов, если понадобится проведение такого референдума, проголосовать за вхождение", - подчеркнул он.
Россия и Южная Осетия подпишут около 10 соглашений
В ближайшие дни Тибилов намерен посетить Москву. В ходе этого визита планируется подписать около 10 дополнительных соглашений в рамках договора о союзничестве и интеграции, сообщил Тибилов ТАСС.
Данные соглашения, по его словам, затрагивают, в частности, военно-политические вопросы, вопросы свободного пересечение границы, получения гражданства РФ гражданами Южной Осетии. Также, по его словам, будет соглашение по линии комитета госбезопасности, дополнительный документ по линии МВД, по линии таможенных служб.
По словам президента, договором предусматривается упрощение процедур получения гражданства РФ гражданами Южной Осетии, и здесь тоже должно быть все проработано. "Будут проработаны вопросы по линии образования, по линии медицины", - добавил Тибилов. "На это отведено время - примерно шесть месяцев после ратификации", - пояснил он.
В частности, продолжил президент, за это время должен быть проработан порядок вхождения отдельных структур Министерства обороны Южной Осетии, органов госбезопасности в соответствующие структуры РФ. Предусматривается также создание единого координационного центра по линии МВД, который будет заниматься сбором данных.
"То есть общее понимание взаимодействия есть, а как это будет осуществляться - нужно расписать, - указал Тибилов. - Мы у себя уже определились с рабочими группами, и работа уже ведется".
Эксперты: Южная Осетия не Крым, объединение принесет Москве только проблемы
Договор о союзничестве и интеграции между РФ и ЮО был подписан 18 марта. Ранее, в январе 2015 года, Госдума ратифицировала аналогичный договор с Абхазией.
По новому договору Россию и Южную Осетию ждет глубокая интеграция. В частности, будут объединены отдельные подразделения Вооруженных сил и органов безопасности, а Москва займется разработкой согласованной внешней политики. Также Россия поэтапно поможет повысить средние зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений Южной Осетии. Зарплата госслужащих, пенсии и пособия вырастут до уровня республик Северного Кавказа. Суверенитет Южной Осетии при этом сохраняется.
На реализацию договора Россия выделит 1 млрд рублей. При этом РФ уже оказывает масштабную помощь в восстановлении экономики и социальной сферы ЮО: в 2008-2014 годах общий объем финансовой поддержки республики составил более 43 млрд рублей, в 2014 году - 5,6 млрд рублей.
Еще до подписания договора - год назад, в июне 2014 года, Тибилов заявлял, что "интеграция для Республики Южная Осетия - серьезный подготовительный этап в решении вопроса о вхождении в состав России". "В перспективе, как я уже говорил ранее, разделенный народ Южной Осетии должен быть единым. Должен наступить этот исторический момент. Мы на этом пути, и идея вхождения в состав России имеет хорошую перспективу", - говорил Тибилов.
Он напомнил, что жители Южной Осетии уже высказывались за вхождение республики в состав России в ходе референдумов 1992 и 2006 годов, и добавил, что Южной Осетии остается лишь выбрать благоприятный момент, "когда надо будет активно ставить вопрос о вхождении в состав РФ".
Одним из таких моментов могло стать присоединение к России Крыма. После этого обсуждение темы включения ЮО в состав РФ активизировалось. Спикер парламента ЮО Анатолий Бибилов заявлял о намерении организовать в республике референдум о присоединении к РФ. При этом он отмечал, что такое решение не связано с ситуацией с Крымом, и говорил, что его не беспокоит реакция мирового сообщества.
Впрочем, в Кремле тогда идею референдума в ЮО сочли неуместной. Помощник президента РФ Владислав Сурков назвал ее непроработанной и не согласованной с Россией.
В январе 2015 года в ходе подписания договора об интеграции с Абхазией МИД РФ вновь заявил, что о вхождении Абхазии и Южной Осетии в состав РФ "речи не идет". Тем не менее через месяц власти ЮО вновь допустили возможность присоединения к России.
Политологи заявляли, что не видят возможности присоединения Абхазии и Южной Осетии к России по "крымскому сценарию". "Россия идет по пути восстановления отношений с Грузией, где страной руководит не Саакашвили, а его политические противники. После крымского референдума корабль компромиссов уже перегружен, и добавлять сюда потухшее или замершее на время грузинское возбуждение было бы нелогично. Этот жест перегрузил бы ладью компромиссов. Прагматично ход был бы неверным", - заявлял в марте 2014 года в интервью "Кавказскому узлу" президент Института стран СНГ Константин Затулин.
Другой политолог, Николай Петров, также отмечал, что присоединение Крыма вряд ли повлияет на отношения России с Южной Осетией и Абхазией. "Прямого влияния здесь нет. И непонятно, ради чего нужно присоединение. Никакие экономические и политические соображения в пользу сценария привести невозможно. В отличие от Крыма, Южная Осетия не представляет собой лакомого куска, чтобы различные элитные экономические и политические группы хотели бы присоединения, хотя это могло бы состояться уже давно. Это создаст больше проблем, чем выгод", - говорил эксперт.
Нынешний статус-кво по Южной Осетии и Абхазии вполне устраивает Россию, отмечал Петров. И России, и Абхазии, и Южной Осетии хватает того, что имеется уже сегодня: ходит рубль, много граждан России, вторил ему координатор рабочей группы центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков. Потенциальное вливание Абхазии с Южной Осетией в состав России он называл "самым худшим вариантом для РФ". "Южная Осетия - это не Крым", - говорил Скаков в интервью сайту "Свободная пресса".
Впрочем, еще до присоединения Крыма к России эксперты отмечали невыгодность присоединения Южной Осетии к РФ. По их словам, такой шаг не принес бы ничего, кроме проблем. "Присутствие российских военных баз в Абхазии и Южной Осетии является достаточной гарантией от возобновления конфликта, политика влияния в необходимой степени осуществляется благодаря уже существующим инструментам, все возможности влияния у РФ есть", - говорил порталу KM.RU президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. В случае же включения Южной Осетии в состав России границы РФ окажутся непризнанными или не вполне признанными. Кроме того, страна получит в свой адрес международно-правовые обвинения и проблемы.