Секретарь горкома коммунистической партии Китая в административном центре южной китайской провинции Гуандун городе Гуанчжоу Вань Цинлян снят со своего поста и находится под следствием. Ему инкриминируется получение взяток и превышение служебных полномочий. Перед этим громким скандалом Вань Цинлян делал успешную карьеру в госаппарате Китая и в последние несколько лет занимал должность заместителя губернатора одной из самых экономически развитых провинций Китая, будучи партийным секретарем ряда городов.
Смещение Вань Цинляна - очередная громкая отставка в рамках правительственной антикоррупционной политики, предпринятой после прихода к власти в марте 2013 года нового председателя КНР, генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина.
Как сообщает газета The South China Morning Post, на фоне успешной карьеры политика заявление о его отставке и начале следствия кажется особенно неожиданным. До этого 50-летний Вань Цинлян был высокопоставленным чиновником высшего уровня, его должность была выше должности мэра Гуанчжоу. И этот пост был ступенькой на пути к более высокой должности - Вань Цинлян являлся одним из 171 кандидатов в члены ЦК правящей партии.
Вань Цинлян считался восходящей политической звездой, благодаря своему относительно молодому возрасту для чиновника его ранга и участию в прошлые годы в коммунистической Лиге молодежи Гуандуна при бывшем президенте Ху Цзиньтао. Цинлян построил свою карьеру в Мэйчжоу - родном городе знаменитого генерала и государственного деятеля Е Цзяньин, который во время революции в Китае выступил на стороне Мао Цзэдуна, чем, по словам самого Мао, "спас партию, армию и революцию".
По мнению газеты, смещение Вань Цинляна может быть связано с недавними допросами его бывших главных помощников. Бывший вице-мэр Гуанчжоу был задержан в декабре по обвинению в коррупции, как и ряд других высокопоставленных чиновников.
Но, как отмечает The South China Morning Post, последние смещения ряда политических деятелей Китая вызывают критические оценки, так как кроме них в стране не было проведено никаких системных реформ с целью повышения прозрачности бюджетных трат или других мер для борьбы с растущей коррупцией.
В июне этого года начался судебный процесс над вице-президентом cельскохозяйственного банка Китая Ян Куня, который обвиняется в получении взяток на сумму почти в пять млн долларов (30,08 млн юаней). Арест банкира был произведен после расследования его деятельности дисциплинарной комиссией ЦК КПК. В отношении Ян Куня также ведется расследование по подозрению в серьезных дисциплинарных нарушениях.
Этому громкому скандалу предшествовала чистка среди высокопоставленных военных. Первым обвиняемым-военным стал бывший секретарь парткома города Чунцин Бо Силай, приговоренный осенью прошлого года к пожизненному заключению.
Далее последовал 15 марта арест бывшего заместителя председателя Центрального военного совета (ЦВС) КНР генерала-полковника Сюй Цайхоу, который был взят под стражу прямо с больничной койки.
Вслед за арестом Сюй Цайхоу, был взят под стражу Чжоу Юнкан - бывший министр общественной безопасности КНР, в отношении которого правоохранительными органами страны также ведется следствие.
Еще одной жертвой в объявленной войне с коррупцией стало увольнение экс-министра железных дорог Китая Лю Чжицзюня, приговоренного летом прошлого года к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора на два года.
Напомним, что в Китае введены крайне жесткие меры наказания за коррупцию еще в 2005 году, в том числе смертная казнь и более мягкая мера - пожизненное заключение. Согласно "Закону о государственных служащих", наказание предусмотрено для любого сотрудника госструктур КНР в случае уличения во взяточничестве или нарушении дисциплины. Что касается меры наказания для бывшего секретаря горкома Вань Цинляна, то она пока что не назначена, как и неизвестны сроки рассмотрения дела в суде.
По сообщению "Интерфакса", который ссылается на Китайскую газету The Global Times, случай с отставкой Вань Цинляна "углубляет озабоченность критически настроенной части населения по поводу деградации китайских официальных лиц". Вместе с тем, по мнению цитируемого издания, это совсем не означает, что политическая система Китая "столкнулась с серьезным кризисом".