"Одна из неприятных особенностей нынешнего российского общества - страсть к агрессивным самооправданиям (весьма поощряемая агитпропом на так называемых "политических ток-шоу"). Как и многое прочее, это возобновившаяся традиция совка: там тоже считалось хорошим тоном в ответ на любые упреки Запада в нарушении прав человека отвечать "А у вас негров линчуют!" Это даже стало мемом", - пишет социальный психолог в "Живом журнале".
"Скажем, едва опять зашла речь о Чернобыльской катастрофе (с подачи телеканала HBO), как тут же совки завыли в ответ - "а у вас была "Фукусима"!" "Крыть" Чернобыль "Фукусимой" - это сейчас тоже хороший тон, сей "золотой аргумент" без всякого стыда применяют и телепропагандисты. "У нас в Чернобыле была авария, а у вас в Японии была авария, ну и что, квиты" - вот такой своеобразный "размен".
При этом, как всегда, оправдывающиеся упускают (сознательно или по незнанию) некоторые детали, делающие сравнение весьма затруднительным. Главная деталь - причина аварии. Собственно, ведь главное, что потрясло весь мир в Чернобыле - то, что страшная катастрофа произошла на абсолютно пустом месте, "ни с чего". Стоял себе реактор, работал, давал ток, а потом, в тихое время при ясной погоде - взорвался. Почему? А потому что одни люди недорассчитали конструкцию, другие недопрописали инструкции, третьи скрыли тревожные сигналы, четвертые плюнули на предупреждения, пятые просто понадеялись на авось - и в итоге катастрофа поистине планетарного масштаба, последствия которой, впрочем, могли бы быть еще хуже (Европа там рядом).
И - Фукусима. Там аварии, на минуточку, предшествовало сначала землетрясение, а потом - мощнейшее цунами. То есть - природный катаклизм огромного масштаба. Есть разница? Конечно, "дураки японцы" не в том месте поставили свою АЭС - в чем их сейчас охотно упрекают совки. Однако различие таким образом все равно не затушевать: в одном случае имел место классический форс-мажор, "природная катастрофа непреодолимой силы", а во втором катастрофа, едва не накрывшая Европу, имела полностью рукотворный характер. "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". И, типа, не наша вина, что сказка вышла очень страшной.
Но дело даже не в притянутом за уши сравнении; куда печальнее собственно мотивация таких оправданий. По природе она - абсолютно подростковая: именно так ведут себя многие "трудные подростки", когда их ловят за каким-нибудь неблаговидным делом. Получил двойку? - "а вот Вася вчера курил за школой!" Украл магнитолу из соседской машины? - "а вот Петя вчера две двойки получил!" Прогулял в школе две недели? - "а вот Вася вчера и позавчера курил!"
В таких оправданиях первое, что бросается в глаза - какой-то заведомый абсурд. К чему вообще разговор о каких-то посторонних петях и васях? Разве от того, за ними (может быть!) тоже числятся проступки, вина самого нашего героя куда-то исчезнет? Двойка преобразится в тройку, сосед простит кражу, Чернобыльская АЭС станет цела и невредима? Зачем вообще подросток (и агитпроп) прибегают к такого рода доводам? Почему, если в Америке линчуют негров, то и в России можно расстреливать кого попало без суда? Где связь?
Связь простая. Суть агрессивных самооправданий - в агрессивном нежелании меняться. "Я говно, потому что весь мир говно", - вот что, по сути, заявляет подросток, ссылаясь на одноклассника Петю. И акцент здесь, безусловно, на первой части фразы. Формула означает, что человек смирился... и даже, может, научился находить удовольствие в собственной мерзости. Собственно, именно поэтому оправдания по типу "а вот Петя..." так бесят любых родителей и воспитателей. Само их появление - признак краха всех предыдущих воспитательных мероприятий.
Смысл - в отказе быть лучше, в отказе работать над собой. Зачем - если вокруг все такие же скоты, как и я? То есть в основе всего - крайне низкая самооценка.
Что мы видим и на примере нашего общества. Постсовок - это именно общество с крайне низко упавшей самооценкой. А поиском чужих неудач и ошибок (зачастую - мнимых) это больное общество старательно подавляет у себя малейшую мотивацию стать лучше и что-то в себе преодолеть. Ведь любая попытка чревата очередной неудачей, а общество у нас и так давно устало чувствовать себя неудачником".