Президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин приняли принципиальное решение о фактическом возврате к политике Стабилизационного фонда, объявил помощник президента Аркадий Дворкович
 
 
 
Президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин приняли принципиальное решение о фактическом возврате к политике Стабилизационного фонда, объявил помощник президента Аркадий Дворкович
Russia Today

Президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин приняли принципиальное решение о фактическом возврате к политике Стабилизационного фонда, объявил помощник президента Аркадий Дворкович.

Как выяснил "Финмаркет", Министерство финансов уже подготовило все расчеты для так называемой "контрциклической политики" с использованием резервного фонда.

Суть ее состоит в том, что при расчете бюджета фиксируется объем нефтегазовых доходов, которые можно потратить на текущие расходы. Дополнительные доходы сверх этого "порога" отправляются в стабфонд. Если доходы падают ниже порога, дефицит финансируется из стабфонда.

Таким образом уменьшается зависимость бюджета (и спроса со стороны государства) от мировых цен на энергоносители и создается "подушка безопасности" на случай краткосрочного глубоко падения цен. Этот механизм в 2009 году уже показал свою эффективность.

В докладе в правительстве министра финансов Антона Силуанова предлагается ограничить использование нефтегазовых доходов с 2016 года. С этой целью будет введена "цена отсечения" примерно в 90 долларов за баррель, - такой, по мнению Минфина, к 2016 году будет средняя за 10 лет мировая цена нефти.

Ради накопления солидных резервов и снижения зависимости от нефтегазовых поступлений придется пожертвовать официально провозглашенной целью - сделать бюджет бездефицитным к 2015 году. Компенсировать потери придется внешними займами, но их объем будут жестко ограничен.

Чтобы изменения не обернулись шоковой терапией, Минфин рекомендует начать экономить уже со следующего года и установить для бюджета планку в 97 долларов за баррель, отправляя "излишки" в резерв.

Силуанов приводит несколько доводов в пользу своего плана. В частности, он утверждает, что за последние 10 лет зависимость российского бюджета от нефтегазовых доходов существенно выросла. Если в 2000 году их доля в общем объеме доходов федерального бюджета составляла 20%, в 2004 году - 30%, то в 2011 году - уже около половины.

До 2008 года (в 2004-2007) нефтегазовые доходы, которые можно было потратить на текущие нужды, ограничивались определенным процентом ВВП. Все, что превышало этот трансферт, уходило в резерв. В результате к экономическому кризису Россия подошла с серьезным запасом, который позволил избежать самых худших последствий для бюджета и, отчасти, для экономики.

В 2009 году правило пришлось отменить: с тех пор на текущие расходы направляются все нефтегазовые поступления без ограничений. По данным на 1 марта, в резервном фонде находится 1,8 трлн руб, а своего максимума объем фонда достигал в феврале 2009 года - почти 4,9 трлн руб.

Новый подход к ограничению нефтегазовой зависимости бюджета будет отличаться от предыдущего. За базовую цену (цену отсечения) будет взята средняя цена на нефть за десять лет. При цене отсечения на уровне 90 долларов за баррель чистые внешние заимствования можно будет ограничить 1% ВВП.

Объем резервного фонда должен составить 7% ВВП. Этого, по расчетам Минфина, должно хватить на то, чтобы противостоять кризису, не уступающему по мощи и продолжительности потрясениям 2008-2009 годов. В 2009 году на погашение дефицита бюджета были использованы средства резервного фонда, равные 6,8% ВВП. Тогда цены на нефть рухнули со 130 в июле до 39 долларов за баррель в декабре 2008 года.

Как можно быстрее вернуться к докризисным бюджетным правилам и зафиксировать объем нефтегазовых доходов, которые можно тратить, России уже настоятельно рекомендовали Всемирный банк, МВФ и ОЭСР.