Алексей Кудрин вывел цену "самостоятельной внешней политики": сотни миллиардов долларов
 
 
 
Алексей Кудрин вывел цену "самостоятельной внешней политики": сотни миллиардов долларов
Russian Look

Министр финансов Антон Силуанов решительно отказался поддержать какое-либо изменение бюджетной, финансовой или экономической политики, в том числе предложенное главой Минэкономразвития Алексеем Улюкаевым изменение бюджетного правила.

"Сейчас самое главное - не суетиться. Если мы начнем менять основные принципы экономической, финансовой, бюджетной политики, то мы создадим недоверие инвесторов. Те инвесторы, которые боятся вкладывать, думают, что Россия сейчас будет "шататься", применять какие-то меры послабления, будет ухудшаться общая структурная экономическая политика. Мне кажется, сейчас этого нельзя допускать", - так он прокомментировал в кулуарах Биржевого форума предложение главы МЭР Алексея Улюкаева менять бюджетное правило в зависимости от уровня оттока капитала.

"Я не думаю, что это позиция Алексея Валентиновича, это он просто пофантазировал", - предположил Силуанов.

Министр напомнил, что в годы, когда был сильный платежный баланс и экспорт был значительно больше импорта, "говорили, что вопросы сильного текущего счета должно решать правительство через бюджет, изымать излишнюю ликвидность в стабилизационные фонды, а вопросы потоков капитала счета - это вопросы ЦБ".

Экс-министр финансов Алексей Кудрин рассказал, что Улюкаев высказывал свое мнение на "определенных совещаниях", но "пока никакого серьезного изменения нет, потому что эксперты, к которым обратилось правительство, насколько я знаю, не поддержали изменение правила. Инвестиционные банки считают, что это определенный элемент устойчивости, который не надо менять", - сказал он.

Сам Кудрин согласен с такой позицией экспертов: "Даже одна лазейка, которая есть в бюджетном правиле - возможность направлять дополнительные нефтегазовые доходы на замещение источников ненефтегазовых доходов или заимствований - на мой взгляд, с одной стороны, ослабляет это правило, с другой, в критических условиях оно автоматически перекрывает доходы, и в конце года бюджет у нас будет исполнен по всем обязательствам и не будет существенного увеличения дефицита", - пояснил экс-министр.

Ранее, выступая на Биржевом форуме, глава МЭР Алексей Улюкаев напомнил, что бюджетное правило вводилось как "механизм контрцикличности, который позволяет при хорошей конъюнктуре накапливать доходы, а при плохой - поддерживать уровень бюджетных обязательств".

Прогноз Кудрина по оттоку капитала в 2014 году в полтора раза выше, чем прогноз МЭР

Кудрин и Улюкаев разошлись также в оценке потенциального объема оттока капитала из России. Бывший министр финансов прогнозирует отток капитала в 2014 году на уровне 150-160 млрд долларов. По его оценке, отток превысит рекордный показатель 2008 года, составивший 120 млрд долларов.

"Это наша некая плата за то, что мы хотим проводить самостоятельную внешнюю политику, - сказал Кудрин.

По оценке Кудрина, ущерб оценивается в сотни миллиардов долларов, "которые мы недополучим в виде роста ВВП, инвестиций в доходы бюджета". "Очевидно, что желание создать некие независимые финансовые институты и инфраструктуру, несколько дистанцированную от западных институтов, - это дополнительные расходы", - считает он.

По подсчетам Кудрина, в 2014 году замедление экономического роста может достичь уровня 0,5% ВВП, сообщает "Интерфакс".

Экс-министр финансов отметил, что "это некритическая цена для принятия решения" по вхождению Крыма в состав РФ, и такое решение не может быть оценено только экономическими средствами. "Если этот выбор был, и он был поддержан широко, то мы должны понимать, что у него есть экономическая цена, - заявил Кудрин. - Пока общество не увидело конечного результата, но это решение затормозит рост реальных доходов населения".

По его мнению, Крым может перестать быть дотационным, "но не в ближайшей перспективе".

Напомним, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев подсчитал, что отток капитала по итогам 1-го квартала 2014 года оценивается в 60 млрд долларов, а по итогам года может достигнуть 100 млрд долларов, что приведет к замедлению роста ВВП до 0,6%.