Финансовый директор НК ЮКОС Брюс Мизамор не исключает банкротства компании для того, чтобы обеспечить будущее компании. "До сих пор нам удавалось избежать банкротства благодаря сотрудничеству с нашими клиентами и поставщиками", - заявил Мизамор в интервью газете Le Monde, которое будет опубликовано в номере за 29 октября. Как сообщает интернет-сайт газеты, Мизамор дал интервью корреспонденту газеты в Лондоне.
"Мы ежедневно руководим компанией и будем делать это, пока сможем, но такая ситуация не может продолжаться. Чтобы обеспечить будущее компании, банкротство, возможно, является наилучшей мерой в той степени, в какой оно позволит вовлечь всех кредиторов группы в установленном и справедливом порядке", - заявил финансовый директор ЮКОСа.
По его словам, ЮКОС старается найти решение своих проблем с властями. "Мы говорим, они слушают, но никогда не отвечают на наши предложения, чтобы попытаться разрешить кризис. Атака на ЮКОС - это стопроцентно политическое дело", - сказал Мизамор.
По его словам, суд обязал "ЮКОС" уплатить 3,6 млрд долларов США (2,8 млрд евро) недоплаченных налогов за 2000 год и 4,1 млрд долларов за 2001, и сейчас налоговая служба проверяет отчетность за 2002 и 2003 годы. На сегодняшний день ЮКОС выплатил более 2,7 млрд долларов по 2000 году, сообщил Мизамор.
"Мы оспариваем в судах сумму, которую с нас требуют за 2001 год и которая включает, в частности, 1,4 млрд долларов штрафов - по меньшей мере, сомнительных. Эти недоимки по налогам являются незаконными с точки зрения российского законодательства. Другие российские нефтяные компании использовали идентичные схемы налоговой оптимизации безо всяких проблем", - утверждает финдиректор ЮКОСа.
"У ЮКОСа есть будущее, но повседневное управление осложнено", - сказал Мизамор, по словам которого, все денежные средства компании "захвачены". "Первая их половина используется для выплат по налоговым недоимкам, вторая служит для оплаты налогов по текущей деятельности: право на использование недр, налоги на экспорт и др. Счета блокированы, что затрудняет планирование инвестиций", - сообщил Мизамор.
Кроме того, по его словам, компания сталкивается с невозможностью выполнения некоторых контрактов. "Из-за замораживания банковских счетов компании пришлось частично прекратить поставки нефти в Китай, поскольку невозможно производить предоплату транспортных и таможенных расходов", - сказал финдиректор ЮКОСа.
По его словам, в отличие от западных компаний, российские нефтяные компании не получают выгоды от нынешнего взлета цен. "При цене свыше 25 долларов за баррель налог на доходы составляет 90%", - сообщил Мизамор.
"ЮКОС не определил стратегию, чтобы противостоять потенциальному покупателю "Юганскнефтегаза", - отметил он и добавил, что компания в любом случае надеется защитить права всех акционеров, сообщает РИА "Новости".
Мизамор категорически не согласен с оценкой стоимости "Юганскнефтегаза", которую дают российские власти. "Банк Dresdner Kleinwort Wasserstein оценил наш филиал в 15-18 млрд долларов с учетом тех 2 млрд долларов гипотетических финансовых обязательств, которые мы оспариваем. С нашей точки зрения, 20 млрд долларов - это правильная оценка", - сказал финдиректор компании.
Говоря о проблемах нефтедобытчиков в России, Мизамор выделил три, главная из которых - улучшение системы транспортировки углеводородов. Вторая проблема, по словам финдиректора, - "прояснение правовых и налоговых рамок для привлечения иностранных инвесторов в такие новые зоны, как Восточная Сибирь". "Наконец, независимые от государства компании как никогда подвергнуты политическому риску", - сказал Мизамор.
В четверг помощник президента РФ Игорь Шувалов заявил, что никаких планов уничтожить ЮКОС как бизнес у государства не было, а для ЮКОСа нет никакого другого способа решения своих проблем, кроме как заплатить налоги. "В этом наша позиция остается неизменной", - сказал Шувалов, подчеркнув, что это относится не только к ЮКОСу, но и ко всем налогоплательщикам.
По его мнению, нынешний ажиотаж вокруг ЮКОСа - "хорошо спланированная акция". Налоги в стране должны научиться платить все, сказал помощник президента России, посоветовав всем компаниям посмотреть на свои кредитные истории. Шувалов сказал также, что продавать "Юганскнефтегаз" "не очень хорошо". "Если ЮКОС не справится с выплатой налогов, то тогда придется объявлять о продаже", - сказал он. Шувалов отметил также, что продажа "Юганскнефтегаза", если до этого дойдет, должна быть прозрачной.
В свою очередь глава Минэкономразвития РФ Герман Греф на германо-российской конференции в Штутгарте подтвердил, что государство не намерено банкротить ЮКОС. Греф заявил, что все дальнейшие процедуры, связанные с имуществом "ЮКОСа", должны быть прозрачны и "основаны на рыночных правилах". Министр также признал, что ситуация вокруг ЮКОСа негативно отразилась на инвестиционном климате. "Конечно, было бы лучше, чтобы таких историй не было, и было бы лучше, чтобы все платили налоги", - сказал Греф.
Советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов заявил в четверг вечером, что АО Юганскнефтегаз" нецелесообразно продавать по цене меньшей, чем годовая стоимость реализации его продукции. "Актив нельзя продавать ниже стоимости его годовой продажи, - сказал Илларионов на конференции "Инвестиции в будущее России: новые рынки и возможности", организованной международной информационной группой "Интерфакс". - В этом году стоимость продаж составит минимум 17 млрд долларов США".
"На тот случай - это не гарантировано, но высока вероятность, - что "Юганскнефтегаз" продадут, цена, по которой он будет продан, не должна быть ниже годовой стоимости продаж компании", - отметил советник президента РФ. По его словам, если цены на нефть продолжат расти, то стоимость годовой продажи "Юганскнефтегаза" будет еще больше, чем 17 млрд долларов.
"По одной из форм оценки, стоимость актива высчитывается по следующей формуле: годовой доход, умноженный на некоторое количество лет, в течение которых он будет приносить доход своему покупателю", - сказал Илларионов. Он считает неприемлемой продажу "Юганскнефтегаза" по цене "10 млрд долларов или, упаси Бог, 3 млрд долларов". "При любых оценках и любом оценщике в самые тяжелые эпохи активы не продавались ниже годовой продажи", - добавил советник президента России.