Бывший председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов считает, что драматический захват заложников, произошедший 23√25 октября в московском театральном центре на улице Мельникова, знаменует собой поворотный момент для всего периода президентства Владимира Путина.
"Коль скоро Кремль утверждает, что чеченская проблема связана с "международным терроризмом", мировое сообщество должно поймать его на слове и предложить совместную акцию, как это было в Афганистане", - заявил Хасбулатов в интервью газете Le Monde, перевод которого публикует Inopressa.
Руслан Хасбулатов на протяжении последних месяцев входит в число тех немногих российских политиков, которые пытались "подготовить почву для диалога" с целью политического урегулирования в Чечне, пишет Le Monde. По данным итальянского издания, в Швейцарии и Лихтенштейне между российскими и чеченскими представителями состоялись встречи, которые не были санкционированы Кремлем и которые Кремль, по всей вероятности, не собирается осуществлять в будущем.
"Время не ждет", - утверждает Хасбулатов, говоря о "радикализации молодых боевиков в Чечне, численность которых только увеличивается и теперь, по его мнению, можно ожидать интенсификации партизанской войны". Хасбулатов полагает, что риск расползания конфликта по всему региону возрос.
"В чеченские отряды вступают многочисленные добровольцы, особенно дагестанцы, - говорит Хасбулатов. - Социальное положение на Северном Кавказе очень плохое: безработица там достигает 60%. Жестокие бесчинства, творимые российскими войсками, привели к тому, что в соседних республиках возникло чувство солидарности с чеченцами".
Вместе с тем, Руслан Хасбулатов не очень верит утверждениям о связи чеченских бандформирований с международной террористической организацией "Аль-Каида", хотя и резко осуждает захват заложников в Москве. "Истоки чеченского конфликта не имеют ничего общего с международным терроризмом", - говорит он.
"Возможно, некоторые группы после стольких лет войны решили искать помощи извне, может быть, они были готовы обратиться за ней хоть к самому черту, - говорит Хасбулатов. - Факт в том, что этот конфликт породил поколение молодежи, которое в ответ на "зачистки" сел российскими войсками сделало войну своим образом жизни. Они не знают ничего другого, кроме Корана и войны. И их ряды только растут".
Руслан Хасбулатов рассказал, что за пять дней до захвата заложников в Москве он встречался в Тбилиси со специальным представителем Аслана Масхадова на переговорах с Москвой Ахмедом Закаевым. "Я ему сказал: внимание, начался серьезный процесс подготовки к переговорам. Мы сделаем все возможное, чтобы Путин начал диалог. Но вы должны сказать Масхадову, что любая военная акция за пределами чеченской территории, вроде событий в Буденновске, только усложнит нашу задачу, - рассказывает Хасбулатов. - Закаев заверил меня, что Масхадов издал приказы, запрещавшие его формированиям проводить подобные операции".
Российский президент Владимир Путин "в действительности не является сторонником этой войны. Она не приносит ему никакой пользы и только мешает ему в его сближении с Западом", - считает Хасбулатов. "Но Путин до сих пор не решился сломить сопротивление генералов. Они зарабатывают на этом конфликте деньги и медали и хотят, чтобы он продолжался. Путин не нападает на них, так как он боится переворота!", - восклицает Хасбулатов, который в 1993 году был в первых рядах участников силовой акции.
"Вы должны также помнить, что Путин - это не Ельцин. Ельцин был партийным бонзой, за плечами которого было 30 лет политической карьеры. У него был психологический авторитет. Если какой-то генерал осмеливался ему противоречить, он его посылал. Путин, как мне кажется, стал заложником военных. Генералы его не боятся", - подытожил Руслан Хасбулатов.