Союз журналистов Чеченской Республики выпустил заявление, в котором поставил психиатрический диагноз журналистке "Новой газеты" Елене Милашиной, раскритиковал ее за материал о предполагаемой массовой казни в Чечне, опубликованный 9 июля, и потребовал предоставить доказательства описанных в нем преступлений.
Текст заявления Союза доступен на сайте агентства "Чечня сегодня" и "Грозный-информ", причем варианты несколько отличаются: в первом источнике текста больше ошибок, во втором текст отредактирован.
Чеченский союз журналистов объявил, что Милашина "страдает болезненным пристрастием к выявлению мнимых преступлений и псевдо-разоблачительской активностью" (в оригинале "Чечни сегодня" здесь ошибка согласования: "активности"), при этом "который год держит в центре своего воспаленного больного внимания Чеченскую Республику".
В заявлении говорится, что "безапелляционные заявления" о задержании более двухсот человек "делаются без какой-либо ссылки на свидетельство кого бы то ни было".
Союз усомнился в наличии у Милашиной источников в МВД по Чечне, Следственном комитете РФ и Администрации главы республики и потребовал "предоставить конкретные и подтвержденные факты, доказательства, свидетельства". "И только потом уже обвиняйте кого-либо согласно достоверной доказательной базе, не ссылаясь на "звон, не зная, где он", - поучает Союз чеченских журналистов "Новую газету".
По их словам, внимание журналистки к Чечне связано с "интересами тех, кто кровно заинтересован в максимальном раскачивании политической ситуации в России".
"То, с какой легкостью сыпятся такие фразы, как "были убиты", "закопали в наспех вырытых могилах", "дата смерти" или "исчезновение задержанных", свидетельствует о слишком поверхностном отношении к освещаемой теме и наталкивает на прочные подозрения о недостоверности приводимых сведений", - говорится в заявлении.
Статья, как утверждается, "больше смахивает на политический заказ от своих западных спонсоров, нежели на журналистское расследование", и именуется "слабо отработанным заказом", "обутым в пустое жонглирование домыслами и беспочвенными догадками".
Журналистке припомнили другие ее материалы, которые, по мнению Союза, повредили репутации республики: сообщение о том, что 57-летний глава РОВД в 2015 году с разрешения главы Чечни Рамзана Кадырова взял в жены несовершеннолетнюю невесту, сообщения об облавах и расправах над геями в Чечне, существование которых в республике продолжают отрицать.
Милашина в своей статье упоминает о том, что представители МВД при обращении к ним с просьбой о помощи в поисках пропавших отвечают, что "они, возможно, уже в Сирии".
"Что ж, подобное, к сожалению, тоже вполне реально", - отвечает Союз журналистов Чечни и объясняет это так: "К великому прискорбию, некоторый сегмент современной молодежи в определенной части развращен той же либеральной моралью, которая сделала возможным присутствие в нашей жизни и антигосударственного мышления, и нравственного разложения, и экстремизма, и терроризма. Стоит ли в этом случае удивляться тому, что часть молодых людей, в том числе и из других регионов России, ищет приложения своим "моральным" стремлениям в раскаленных песках далекой Сирии? Это результат политической разнузданности 90-х годов, когда развращалось население и разрушалась великая страна под руководством Ельцина и силами разного рода прозападных управленцев".
"Новая газета" опубликовала список из 27 человек, которых, по информации издания, убили в ночь на 26 января 2017 года в Грозном после задержания в результате ряда спецопераций без суда и предъявленных обвинений. Данные были собраны на основании информации двух источников - в администрации Чечни и в Следственном комитете республики. Газета указывает, что общее число убитых может превышать 50 человек.
Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова после публикации расследования подтвердила, что "Новая газета" передала ей данные о казнях в марте 2017 года. Москалькова отправила запрос в Следственный комитет.
В комментарии РБК Москалькова добавила, что власти установили, что два человека из списка "Новой газеты" не проживали в Чечне, идет проверка данных о других людях. Уполномоченный по правам человека отметила, что она проводится "медленнее, чем могла бы".
Министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров накануне назвал сообщение о массовой казни "всплеском нездоровой фантазии" журналистки и "не подкрепленной никакими доводами, источниками и доказательствами ложью, которая имеет совершенно определенную и очень яркую политическую окраску". Заявление Союза журналистов Чечни развивает эти два тезиса.
Ранее статьи о пытках геев в республике Умаров называл "оскорблением слуха".