Совет управляющих МАГАТЭ на экстренной сессии в Вене принял сегодня резолюцию по иранской ядерной проблеме. Россия в числе 27 государств поддержала этот документ. Против высказались Венесуэла, Куба и Сирия. Воздержались Алжир, Белоруссия, Ливия, Индонезия и Южная Африка, сообщает ИТАР-ТАСС.
Документ, обсуждение которого продолжалось три дня, предполагает информировать Совет Безопасности ООН о неотложных шагах, которые необходимо сделать Ирану, чтобы снять опасения относительно военного характера своей ядерной программы. Российские эксперты критикуют это решение.
МИД РФ: иранский вопрос остается в компетенции МАГАТЭ
В ООН должна быть полная и ясная картина того, что сделало МАГАТЭ по иранскому ядерному вопросу и что эта организация ожидает от Тегерана. Именно на это нацелена принятая сегодня резолюция Совета управляющих МАГАТЭ. С таким заявлением выступил постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене посол Григорий Берденников. "Таково наше понимание рассматриваемого проекта резолюции и, исходя из него, Россия сочла возможным поддержать проект", - подчеркнул он.
"Мы убеждены, что прояснить остающиеся нерешенными вопросы иранской ядерной программы и восстановить доверие к ее исключительно мирному характеру можно и нужно через полное и активное сотрудничество Ирана с МАГАТЭ и позитивный отклик Тегерана на призывы Советы управляющих, - указал российский посол. - Совет управляющих посылает Ирану серьезный сигнал о необходимости предпринять неотложные меры, которые должны снять напряженность вокруг вопроса об иранской ядерной программе".
Россия удовлетворена тем, что "работа по иранской ядерной программе будет продолжена в рамках МАГАТЭ", подчеркнул посол. "Призываем иранских друзей к полному сотрудничеству в осуществлении настоящей резолюции", - отметил он.
Берденников выразил также уверенность, что СБ ООН "мог бы и далее исходить из того, что проблема решается и будет решена по каналам МАГАТЭ без дополнительных вмешательств".
Иран возобновляет обогащение урана
После принятия Советом управляющих МАГАТЭ резолюции по иранской ядерной проблеме Тегеран прекращает действие Дополнительного протокола к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ и приступает к полномасштабному осуществлению работ по обогащению урана.
В этой связи вопрос о российской инициативе по созданию совместного предприятия по обогащению урана на российской территории остается открытым. Иранские власти еще раз должны определиться по этой инициативе. Об этом заявил сегодня заместитель секретаря Совета национальной безопасности ИРИ Джавад Ваиди.
Между тем еще до принятия резолюции заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Сараджизаявил, что Тегеран готов продолжать переговоры по своему "ядерному досье".
Выступая на 42-й Международной конференции по вопросам политики безопасности, представитель МИД Ирана предупредил: "Если наше "ядерное досье" будет передано в Совет Безопасности ООН, произойдет эскалация спора, и у нас не будет возможности остановить эту деятельность".
Сараджи выразил несогласие с предшествовавшим заявлением канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая заявила, что дальнейшая реализация ядерной и ракетной программ Ирана может представлять угрозу международной безопасности. "Я не согласен с замечаниями госпожи Меркель в адрес моей страны, - сказал иранский дипломат. - Иран - сам жертва оружия массового поражения - химического оружия. Вы знаете об этом. Иран никогда не стремился к ядерному оружию и почти три года сотрудничал с инспекторами МАГАТЭ".
"Мы открыли для инспекторов даже военные объекты, добровольно присоединились к дополнительному протоколу о нераспространении, и нам непонятно, почему наша программа представляется как угроза".
"Почему другие страны региона, в частности одна, которая имеет свыше 200 ядерных боеприпасов, не рассматривается как угроза, а наши лабораторные исследования считаются угрозой?" - обратился он с вопросом к участникам форума.
"Мы считаем, что наша программа достаточно гласная и транспарентная. Она абсолютно мирная. Мы сделали все от нас зависящее для налаживания взаимодействия с МАГАТЭ", - сказал иранский дипломат. По его мнению, "европейцы приняли неправильную тактику на переговорах".
"Мы готовы продолжать переговоры по самой важной части нашей ядерной программы - по производству обогащенного урана", - подчеркнул он.