Чжао Цзыян, который провел последние 15 лет жизни под домашним арестом, тайно надиктовал воспоминания на аудиокассеты, которые выносили из дома под видом записей детских песен и пекинской оперы Опубликовано описание бойни на площади Тяньаньмэнь
 
 
 
Чжао Цзыян, который провел последние 15 лет жизни под домашним арестом, тайно надиктовал воспоминания на аудиокассеты, которые выносили из дома под видом записей детских песен и пекинской оперы
Архив NEWSru.com
 
 
 
Опубликовано описание бойни на площади Тяньаньмэнь
НТВ

Опубликовано описание бойни на площади Тяньаньмэнь, которое оставил бывший генсек Компартии Китая, отказавшийся подавить выступление студентов силой и снятый за это с поста. Чжао Цзыян, который провел последние 15 лет жизни под домашним арестом, тайно надиктовал воспоминания на аудиокассеты, которые выносили из дома под видом записей детских песен и пекинской оперы.

В его записках, изданных под названием "Пленник государства" ("Prisoner of the State: The Secret Journal of Zhao Ziyang"), содержатся сведения о том, как функционирует руководство китайской компартии - система, известная своей закрытостью, рассказывает InoPressa.ru со ссылкой на The Independent. Напомним, что сам Чжао Цзыян скончался в 2005 году.

4 июня исполнится 20 лет разгону демонстрации на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Китайские студенты требовали демократизации политической жизни с конца 1970-х годов, но против нее выступал фактический руководитель страны Дэн Сяопин. Требования студентов поддерживал генеральный секретарь ЦК Компартии Китая Ху Яобан, которого в 1987 году вынудили уйти с поста.

В конце апреля 1989 в связи со смертью Ху Яобана во многих городах страны прошли мощные демонстрации студентов и рабочих. В Пекине объявившие голодовку студенты и их сторонники более месяца занимали площадь Тяньаньмэнь, разбив там палаточный лагерь. 4 июня армия и полиция начали массовую акцию подавления: официально власти объявили о гибели 241 человека. Согласно другим источникам, на улицах Пекина погибло более 1000 человек, десятки тысяч попали в тюрьмы, а некоторые были казнены.

Одним из сторонников либерализации, отправленных в отставку после тех событий, был генеральный секретарь КПК Чжао Цзыян. В последний раз он появился на людях 19 мая 1989 года: глава партии убеждал демонстрантов разойтись, предостерегая, что полиция применит силу. Рядом с ним стоял его заместитель Вэнь Цзябао, который сейчас является премьер-министром Китая.

Нынешнее китайское руководство именует участников демонстраций "хулиганами" и утверждает, что подавление восстания было необходимо для создания стабильного фундамента для экономического роста. Чжао считал по-другому: в своих записках называет ввод танков в центр Пекина 3 июня "трагедией, которой предстояло шокировать мир".

Дэн Сяопин, почитаемый в Китае как вдохновитель реформ и либерализации экономики, предстает в книге Чжао весьма далеким от официального образа: это хитрый, двуличный политический лидер. Подлинным вдохновителем реформ Чжао называет себя. Он указывает, что проблемы Китая следует решать, постепенно, но безостановочно продвигаясь к демократии западного типа. Нынешнее руководство категорически отрицает этот путь, отмечает The Independent.

Книга воспоминаний Чжао Цзыяна, выпущенная издательством Simon and Schuster, официально должна появиться на прилавках в будущий вторник, однако в некоторых магазинах Гонконга ее можно купить уже сегодня. На китайском языке мемуары публикует издательство New Century Press - оно принадлежит сыну одного из сподвижников Чжао.

Чжао Цзыян о разгоне демонстрации на площади Тяньаньмэнь

"Вечером 3 июня, сидя во дворе дома со своей семьей, я услышал активную стрельбу. Трагедию, которой предстояло шокировать мир, не предотвратили, она в конце концов случилась... Во-первых, было решено, что это студенческое движение являлось спланированным заговором под руководством антипартийных, антисоциалистических элементов. Так давайте спросим теперь, кто были эти руководители? В чем состоял их план? В чем был заговор? Какие есть этому доказательства? Во-вторых, говорилось, что происходившее было направлено на свержение Народной Республики и Коммунистической партии. Где доказательство? В тот момент я говорил, что большинство людей лишь просило нас исправить свои ошибки, а не пыталось изменить наш политический строй".