Британский еженедельник The Observer пишет в воскресенье, что расследование в отношении Ирана и Ливии выявило тайную и сложную сеть нелегальной торговли радиоактивными материалами, все нити которой тянутся к Пакистану, а точнее, к исследовательским лабораториям "Кахута" на севере страны.
Уран-235 является необходимым элементом в производстве атомной бомбы. Это особый радиоактивный изотоп, при расщеплении атомов которого выделяется огромное количество энергии. Получить его можно путем обогащения урановой руды с использованием специальных центрифуг.
Несмотря на кажущуюся простоту этого процесса, для его проведения необходимо сложнейшее оборудование, изготовленное из особо прочных материалов, отмечает еженедельник. В 1970-е года чертежи центрифуг оказались к руках пакистанских ученых, благодаря основателю ядерной программы страны Абдул Кадир Хану.
В то время он работал в мультинациональном консорциуме Urenco. Помимо чертежей, Хан украл список поставщиков компании. Эти данные позволили Пакистану в 1998 году провести первое испытание своей ядерной бомбы.
Как стало известно изданию, инспекторы ООН, недавно посетившие ряд объектов в Ливии, обнаружили там значительное количество компонентов для производства центрифуг по проекту Urenco.
Это оборудование Пакистан использовал до тех пор, пока не перешел на более усовершенствованное. Дипломаты считают, что окажись такое оборудование в стране с большими, нежели Ливия, финансовыми возможностями, ядерная программа развивалась бы чрезвычайно быстро.
В подтверждение роли Пакистана в распространении ядерного оружия издание напоминает, что в октябре минувшего года в Суэцком канале США перехватили судно, перевозившие детали для сборки центрифуг. Считается, что они были произведены в Малайзии по пакистанским чертежам.
По данным американской разведки, правительство Пакистана через лаборатории "Кахута" заключило сделку, в соответствии с которой, Исламабад должен был поставить Пхеньяну ядерные технологи в обмен на ракетные.
Официальный Исламабад до недавнего времени решительно отрицал свою причастность к экспорту ядерных технологий, однако в последнее время пакистанские власти стали признавать, что отдельные лица, возможно, нарушили закон из личных корыстных соображений, отмечает РБК.