Международное агентство по ядерной энергии полагает, что вероятные поставщики оборудования, которое Иран использовал для проведения своих ядерных программ с потенциалом производства ядерного оружия, - это Россия, Китай и Пакистан. Об этом сообщили дипломаты, согласившиеся говорить на условиях анонимности.
Как заявил генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи, всего пять стран и компаний могли поставлять в Иран центрифужное и лазерное оборудование для обогащения урана.
В настоящий момент МАГАТЭ обдумывает, как наказать Тегеран за два десятилетия тайной ядерной деятельности, которая, как утверждает Иран, носила исключительно мирный характер, пишет сегодня Washington Times. Полный перевод статьи на сайте Inopressa.Ru.
МАГАТЭ обсуждает формулировку резолюции по Ирану с тем, чтобы она удовлетворила и США, которые добиваются однозначного порицания Ирана, и Европу, которая стремится сохранить начавшееся в последнее время сотрудничество с Ираном, сосредоточившись на нынешней открытости страны.
Иран признал, что скрывал свою ядерную программу на протяжении 20 лет и в последнее время, поддавшись международному давлению, согласился на сотрудничество с атомным агентством. К настоящему моменту он приостановил деятельность по обогащению урана, которая вызывала подозрения США в том, что Иран занимается созданием ядерного оружия.
Иран утверждает, что обогащенный уран нужен ему исключительно для получения мирной энергии. Признав, что некоторое оборудование имеет следы оружейного высокообогащенного урана, Иран тем не менее настаивает, что эти частицы были импортированы вместе с оборудованием, купленным за рубежом. Но Тегеран отказывается или не имеет возможности назвать страны производства центрифуг, так как приобрел их у третьей стороны.
МАГАТЭ же необходимо знать, откуда прибыло оборудование, чтобы удостовериться в том, что Иран говорит правду.
Россия отрицает, что имеет отношение к поставкам в Иран технологий обогащения урана с целью производства ядерного оружия
МАГАТЭ полагает, что возможными поставщиками оборудования могли быть Россия, Китай, Пакистан и еще две страны, которые не называются. Как агентство пришло к такому выводу, дипломаты умалчивают.
Пакистан, который находился на подозрении с самого начала, неоднократно отрицал свою причастность к поставкам оборудования.
Россия также отрицает, что имеет отношение к поставкам технологий обогащения урана с целью производства ядерного оружия.
Представители Минатома РФ уже выступили с заявлением в связи с обвинениями в причастности России к поставкам в Иран такого оборудования и технологии. "Подобное оборудование Россия в Иран не поставляла", - заявил руководитель управления по информационной политике Минатома РФ Николай Шингарев.
По словам Шингарева, в 90-х годах российские предприятия заключили с иранскими коллегами договоры на поставку электронного оборудования для исследовательских целей, которые полностью соответствовали существующим нормам международного права по нераспространению ядерного оружия. "Однако по решению правительства РФ эти договоры так и не были реализованы", - подчеркнул он.
"Иран, как и положено, уведомил МАГАТЭ об этих документах", - отметил Шингарев, высказав мнение, что, вероятно, из-за этого возникло предположение о причастности России к поставкам подобного оборудования. Он заявил также, что "к обнаруженным инспекторами МАГАТЭ в Иране центрифугам по обогащению урана Россия также не имеет никакого отношения".
МАГАТЭ перед принятием окончательной "сильной резолюции" рассмотрит "иранское атомное досье"
По выражению Мухаммеда аль-Барадеи, генерального директора МАГАТЭ, это будет "сильная" резолюция.
Однако уже известно, что совет управляющих Международного агентства по атомной энергии не сможет принять сегодня резолюцию по Ирану. Об этом заявил журналистам перед началом утреннего заседания генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи.
По его словам, работа над возможной резолюцией в поисках консенсуса продолжается. В этом деле достигнут определенный прогресс, однако для сближения позиций потребуется время. До конца дня с этой задачей справиться вряд ли удастся, поэтому скорее всего заседание совета управляющих будет продолжено в начале следующей недели, сказал он.
До принятия резолюции по иранским ядерным программам ожидается серьезная дискуссия по докладу шефа МАГАТЭ относительно "иранского атомного досье" и фактов несоблюдения Тегераном обязательств, взятых на себя по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Как подчеркнул глава МАГАТЭ, проект резолюции еще нуждается в дальнейшей доработке и согласовании между всеми 35 членами Совета управляющих.
При этом, как заявил аль-Барадеи, Совет управляющих должен учесть и тот факт, что за последнее время Иран активизировал свое сотрудничество с МАГАТЭ, предоставил необходимую информацию об истории своей атомной деятельности, а также высказал готовность к подписанию дополнительного протокола к ДНЯО и к замораживанию работ по обогащению урана.
Доклад МАГАТЭ: Иран утаивал от агентства некоторые аспекты своей ядерной программы
Гендиректор МАГАТЭ подготовил доклад к заседанию совета управляющих, который и будет заслушан сегодня.
В докладе отмечается, что в течение долгого времени Иран утаивал от агентства некоторые аспекты своей ядерной программы, однако каких-либо доказательств в пользу того, что в рамках этой программы велись работы по созданию ядерного оружия, инспекторам МАГАТЭ обнаружить не удалось.
По итогам дискуссии членам совета управляющих, в состав которого входят представители 35 государств, в том числе России, предстоит сделать вывод, можно ли квалифицировать отдельные нарушения Ираном своих обязательств как несоблюдение ДНЯО. На таком выводе настаивают, в частности, США, и если Совет управляющих с этим согласится, то в соответствии с установленным порядком дальнейшее рассмотрение дела будет передано в Совбез ООН, который, в свою очередь, может применить против Ирана санкции.
Позиция США пользуется поддержкой среди определенной части членов совета управляющих. В то же время Великобритания, Германия и Франция считают обращение в СБ ООН преждевременным. По их мнению, это может повредить делу и осложнить дальнейшее сотрудничество с Ираном. Кроме того, говорят они, необходимо, чтобы Тегеран выполнил сначала свои обещания, затем дождаться итогового заключения международных экспертов и только потом делать окончательные выводы о характере иранской ядерной программы.
Накануне генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи сообщил, что решение Тегерана приостановить работы по обогащению урана позволит экспертам МАГАТЭ собрать данные о ходе и уровне реализации этого направления ядерной программы Ирана. В целом же, по его словам, возможности агентства прийти к окончательным выводам будут зависеть от воли и готовности иранской стороны к активному и тесному сотрудничеству.
Как заявил в четверг министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази, "если мы станем свидетелями того, что европейские страны не выполняют свои обязательства в рамках МАГАТЭ, то, естественно, и Иран откажется от своих обязательств в отношении своей ядерной программы". Тегеран, отметил министр, "демонстрирует добрую волю и считает, что все проблемы следует решать в рамках МАГАТЭ".