В Москву на несколько дней приехал легендарный режиссер, обладатель пяти "Оскаров" Френсис Форд Коппола, чтобы лично представить свой новый фильм - бескомпромиссный алко-хоррор про вампиров под названием "Между".
Режиссер рассказал телеканалу "Дождь", почему мертв студийный Голливуд и на свет никак не явится новый Марлон Брандо, о проблемах финансирования мирового кино и собственном отношении к протестам в России.
"Голливуда больше нет, он саморазрушился, да вообще вся культура в руинах ровно с тех пор, как в газетах начали печатать, сколько какой фильм собрал за месяц, за неделю, как будто это не фильмы, а спортивные команды". - считает Коппола.
- О протестах в России: "Победа всегда за юностью"
- Коппола снимает "студенческое кино" и пишет сценарии, чтобы появился "новый Марлон Брандо"
Между тем, цифры не говорят всей правды, отмечает режиссер: "Люди любят цифры, потому что они предают им уверенности, что ли, кажутся чем-то абсолютным, а это не так. Цифры очень часто врут".
Коппола, который лично знал одного из братьев Уорнер, говорит, что прежние владельцы голливудских киностудий "по-настоящему любили кино, они были людьми шоу-бизнеса, они сражались за кино, и сражались отчаянно".
Теперь же студии распроданы финансовым корпорациям, "и для них главная забота - это как бы закрепить стоимость новых активов на максимальном уровне, как с валютой, происходит. И поэтому они запускают в производство кино, которое гарантированно окупится, эти блокбастеры с кучей звезд. И это безрисковое кино, а без риска искусства не бывает".
Кроме того, аудитория тоже изменилась: "у нее сегодня просто разбегаются глаза, так много всяких развлечений вокруг. Полвека назад люди ходили в кино семьями, мы с мамой и папой ходили туда раз в неделю" и это было событие, а теперь "кино можно посмотреть по телевизору, ну или там можно посмотреть эти ваши независимые новости, это тоже развлечение, политика - это развлечение, сегодня все развлечение. Сходить на футбольный матч, например, или сходить в музей - нет никакой разницы. Разные виды развлечений напряженно соревнуются между собой за внимание публики, и кино - это всего лишь маленькая часть этой индустрии, хотя оно привыкло быть большой".
Коппола не исключает, что кто-то снимет настоящее кино и аудитория очнется ото сна, "но пока она пребывает в состоянии глубокого анабиоза, люди даже ничего не читают".
"Вообще, знаете, я думаю, что дискуссию о состоянии современного кино надо начинать с разговора о состоянии современной публики, ей 40 лет телевидение промывало мозги", - отметил режиссер.
О протестах в России: "Победа всегда за юностью"
На вопрос о том, что он думает о протестах в России, Коппола рассказал, что недавно "общался с одним крайне цельным молодым человеком лет двадцати, вашим коллегой, он очень впечатлил меня, думаю, через лет 20 он или погибнет смертью храбрых, или станет президентом России".
По слвоам режиссера, молодой человек очень убедительно доказывал ему, что выборы в России были нечестными. Коппола заметил, что не углублялся в эту историю имало знает, но был впечатлен: "Человеку лет 20, а у него такая ясная голова, он так складно все излагает. Если у вас много таких молодых людей, они вот так думают, короче, победа - она всегда за юностью".
Говоря о современном российском кино, Коппола рассказал об общей ситуации с финансированием кино в Голливуде и заявил, что понятия не имеет, "откуда берут свои бюджеты братья Никита и Андрон (Михалков и Кончаловский), где они достают деньги, кто в них инвестирует". "Хотя у вас в России есть всякая стремительно разбогатевшая молодежь, каким-то волшебным просто образом разбогатевшая, может быть, они спонсируют Михалковых, я не знаю", - предположил режиссер.
Коппола снимает "студенческое кино" и пишет сценарии, чтобы появился "новый Марлон Брандо"
"Очень сложно соревноваться со своими же собственными фильмами, которые ты снял, когда был молодым. Но нормальное человеческое существо вроде меня, вряд ли, должно пытаться держать высокую планку до пенсии. Поэтому на старости я решил снимать практически студенческое кино". - признался Коппола.
"Легко быть студентом без денег, в вечной позиции начинающего, я таким макаром уже три фильма сделал. Кому-то кажется, мои амбиции должны быть больше, но я знать не знаю, где взять денег на крупнобюджетное кино". - пожаловался он.
По словам режиссера, сегодня финансируются только те ленты, которые 100% отобьются. "Повторюсь, большое кино стало безрисковым. Мы же говорим о великом кино? Вот как сделать великий фильм, если ты ничем не рискуешь при этом? Оно уже не будет великим, правда?", - отмечает Коппола.
Он считает, что для того, чтобы появился новый Марлон Брандо, надо, чтобы произошло совпадение "рутого сюжета" и способного актера: "Кино - это история плюс игра артиста, как водород и кислород создают воду вместе, в этом вся магия. Все остальное - операторская работа, режиссура - уже второстепенно. Актеру нужна роль, поэтому я сейчас сконцентрировался на сценариях".
"Драматургия, это же такая древняя вещь, все мы следуем старому канону. Может быть, есть какой-то другой способ рассказывать истории? Это было бы интересно для меня. Сейчас я пишу иначе, чем даже 10 лет назад. Я очень надеюсь, что мои эксперименты скоро принесут плоды, сегодня я совсем не такой, каким когда-то был", - подытожил Коппола.